«Социально-коммуникативное развитие» 6-8 лет
01 апреля 2015
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:
- продолжить работу по формированию произвольности и опосредованности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия): в играх с правилами; при выполнении заданий на воспроизведение образца; обучая работе по словесной инструкции; в рамках работы по обучению движению; в контексте общения со взрослым; контексте поведения в обществе;
- осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму):
- подготовить руку к обучению письму;
- начать подготовку к технике письма;
- формировать элементарные графические умения;
- упражнять в анализе и синтезе условных изображений предметов.
Для этого необходимо:
- проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.);
- формировать ориентировку на листе бумаги;
- знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»;
- упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета; двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета);
- подготовить к обучению чтению:
- дать представление об истории письменности и книгоиздания;
- знакомить с буквами в разных вариантах их графики;
- содействовать становлению мотивации к учебной деятельности, воспитывая у ребёнка желание повышать свою компетентность (уровень своих возможностей), овладевая новым содержанием.
Для этого необходимо:
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
- знакомить с важностью учения для успешности во взрослой жизни;
- использовать автобиографические рассказы педагога и художественную литературу о необходимости и ценности учения;
- рассказывать детям о школе, водить на экскурсии в школу;
- формировать предпосылки и простейшие навыки трудовой деятельностив быту и в природе.
Для этого необходимо:
- предлагать участие в совместном со взрослым труде, не
принуждая к нему;
- продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых;
- дать детям представление о существующем обмене товарами и услугами;
- дать представление о зависимости чувств, настроения людей от качества труда других;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
- подчёркивать его значимость для других;
- совершенствовать навыки самообслуживания и добиваться их качества;
- дать представление о деятельности учения и ученика:
- знакомить с правилами поведения на уроке в школе, правилами общения детей и взрослых;
- дать представление о предметах, которыми пользуется ученик на уроке в начальной школе, их назначении, способах действия с ними (карандаш, ластик, линейка, линованная бумага);
- учить ориентироваться и рисовать на бумаге в клетку и в линейку; совершенствовать навык подчинения своего поведения правилу в игре (настольной, шансовой, спортивной, сюжетной, подвижной) и способности к эмоциональной саморегуляции;
- создавать условия для дальнейшего развития игровой деятельности, самодеятельной сюжетно-ролевой игры с полноценным развёрнутым сюжетом, который протяжён
во времени; побуждать детей развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих дней.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:
- продолжить работу по развитию речи детей как способа передачи своих мыслей, чувств, отношения другим людям:
- развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи;
- приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада).
Для этого необходимо:
- работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);
- отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми;
- отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.);
- учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции учитель — ученик (обращаться по имени и отчеству, обращаться на «вы», пользоваться вежливыми формами обращения, ждать, пока взрослый освободится).
Для этого необходимо постепенно вводить правила поведения на занятии: отвечать по одному, поднимать руку, во время занятия не ходить по группе и не разговаривать о постороннем и т. п.;
- формировать культуру поведения.
Для этого необходимо знакомить ребёнка с правилами:
- культурного поведения за столом;
- поведения в общественном месте (не кричать; не разговаривать громко; не бегать; не трогать всё руками; не портить вещи и т.д.);
- вежливости (здороваться при встрече, вставать при разговоре со стоящим взрослым; уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперёд женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре);
- приличия (не протягивать первым руку старшим; не жевать жевательную резинку во время разговора);
- формировать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.
Для этого необходимо:
- формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы; части суток; дни недели; месяцы; год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.);
- формировать потребность планирования своей деятельности и жизни;
- показать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям; к месту, где родился и живёшь;
- начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира; с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами; со странами и народами);
- дать первичное представление о различных социальных группах и сообществах: ближайшее окружение — семья, группа; соседи; жители одного города или посёлка; граждане страны.
- дать представление о различных объединениях людей по содержательному признаку: трудовой коллектив, творческая группа, клуб по интересам, дружеская компания и т. п.;
- расширять представление о различных формах культурного досуга. Воспитывать интерес к посещению театров, концертов, музеев.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:
- содействовать становлению ценностных ориентаций.
Для этого необходимо:
- на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
- раскрывать смысл ситуаций морального выбора и его последствий для самого человека и для тех, с кем этот выбор связан;
- начинать закладывать предпосылки критической моральной самооценки; продолжать развивать у детей уверенность в себе и своих силах, способствовать становлению адекватной самооценки, вносить в образ Я понимание ребёнком своих
- положительных качеств, сильных сторон своей личности.
Для этого необходимо применять для решения познавательных задач проблемные ситуации, проектную деятельность, подчёркивая успех каждого ребёнка в достижении поставленной общей цели;
- проводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования достигнутого результата;
- закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление.
Для этого необходимо:
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы;
- рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности;
- на материале литературных произведений показывать детям, что успеха в определённом виде деятельности герои добивались благодаря упорству, повторению попыток её освоения, совершенствованию своих навыков и умений;
- содействовать становлению социально ценных взаимоотношений между детьми в группе.
Для этого необходимо:
- привлекать детей к установлению правил поведения в группе, правил организации игры, совместной продуктивной деятельности;
- обеспечить условия развития и педагогической поддержки самостоятельной сюжетной детской игры: расширять кругозор детей с целью обогащения игровых сюжетов, показывать детям различные образцы поведения героев литературных произведений в различных ситуациях;
- укреплять доверие и привязанность ко взрослому, реализуя потребность ребёнка в общении со взрослым в различных ситуациях, в том числе в ходе специально организованных занятий.
Для этого необходимо:
- учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации учитель — ученик;
- вводить правила поведения и общения на занятии.