Морозенко Анастасия Владимировна

«Социально-коммуникативное развитие» 6-8 лет

01 апреля 2015

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

  • продолжить работу по формированию произвольности и опосредованности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия): в играх с правилами; при выполнении заданий на воспроизведение образца; обучая работе по словесной инструкции; в рамках работы по обучению движению; в контексте общения со взрослым; контексте поведения в обществе;
  •  осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму):
  • подготовить руку к обучению письму;
  •  начать подготовку к технике письма;
  • формировать элементарные графические умения;
  • упражнять в анализе и синтезе условных изображений предметов.

         Для этого необходимо:

  • проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.);
  •  формировать ориентировку на листе бумаги;
  •  знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»;
  • упражнять в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета; двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета);
  •  подготовить к обучению чтению:
  •  дать представление об истории письменности и книгоиздания;
  • знакомить с буквами в разных вариантах их графики;
  • содействовать становлению мотивации к учебной деятельности, воспитывая у ребёнка желание повышать свою компетентность (уровень своих возможностей), овладевая новым содержанием.

Для этого необходимо:

  • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
  • знакомить с важностью учения для успешности во взрослой жизни;
  • использовать автобиографические рассказы педагога и художественную литературу о необходимости и ценности учения;
  • рассказывать детям о школе, водить на экскурсии в школу;
  • формировать предпосылки и простейшие навыки трудовой деятельностив быту и в природе.

         Для этого необходимо:

  • предлагать участие в совместном со взрослым труде, не

 принуждая к нему;

  • продолжать знакомить с профессиональным трудом  взрослых;
  • дать детям представление о существующем обмене товарами и услугами;
  • дать представление о зависимости чувств, настроения людей от качества труда других;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
  • подчёркивать его значимость для других;
  • совершенствовать навыки самообслуживания и добиваться их качества;
  • дать представление о деятельности учения и ученика:
  • знакомить с правилами поведения на уроке в школе, правилами общения детей и взрослых;
  •  дать представление о предметах, которыми пользуется ученик на уроке в начальной школе, их назначении, способах действия с ними (карандаш, ластик, линейка, линованная бумага);
  • учить ориентироваться и рисовать на бумаге в клетку и в линейку; совершенствовать навык подчинения своего поведения правилу в игре (настольной, шансовой, спортивной, сюжетной, подвижной) и способности к эмоциональной саморегуляции;
  • создавать условия для дальнейшего развития игровой деятельности, самодеятельной сюжетно-ролевой игры с полноценным развёрнутым сюжетом, который протяжён

                   во времени; побуждать детей развивать действие, играя в «игру с          продолжением» на протяжении многих дней.

         Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

  • продолжить работу по развитию речи детей как способа передачи своих мыслей, чувств, отношения другим людям:
  • развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи;
  • приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада).

         Для этого необходимо:

  • работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба,  извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);
  • отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми;
  • отрабатывать диалог в театрально-игровой деятельности, в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.);
  • учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации в позиции учитель — ученик (обращаться по имени и отчеству, обращаться на «вы», пользоваться вежливыми формами обращения, ждать, пока взрослый освободится).

         Для этого необходимо постепенно вводить правила поведения на занятии: отвечать по одному, поднимать руку, во время занятия не ходить по группе и не разговаривать о постороннем и т. п.;

  • формировать культуру поведения.

         Для этого необходимо знакомить ребёнка с правилами:

  • культурного поведения за столом;
  • поведения в общественном месте (не кричать; не разговаривать громко; не бегать; не трогать всё руками; не портить вещи и т.д.);
  • вежливости (здороваться при встрече, вставать при разговоре со стоящим взрослым; уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперёд женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре);
  • приличия (не протягивать первым руку старшим; не жевать жевательную резинку во время разговора);
  • формировать интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

         Для этого необходимо:

  • формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы; части суток; дни недели; месяцы; год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.);
  • формировать потребность планирования своей деятельности и жизни;
  • показать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям; к месту, где родился и живёшь;
  • начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира; с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами; со странами и народами);
  • дать первичное представление о различных социальных группах и сообществах: ближайшее окружение — семья, группа; соседи; жители одного города или посёлка; граждане страны.
  • дать представление о различных объединениях людей по содержательному признаку: трудовой коллектив, творческая группа, клуб по интересам, дружеская компания и т. п.;
  • расширять представление о различных формах культурного досуга. Воспитывать интерес к посещению театров, концертов, музеев.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

  • содействовать становлению ценностных ориентаций.

         Для этого необходимо:

  • на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
  • вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
  • раскрывать смысл ситуаций морального выбора и его последствий для самого человека и для тех, с кем этот выбор связан;
  • начинать закладывать предпосылки критической моральной самооценки; продолжать развивать у детей уверенность в себе и своих силах, способствовать становлению адекватной самооценки, вносить в образ Я понимание ребёнком своих
  • положительных качеств, сильных сторон своей личности.

         Для этого необходимо применять для решения познавательных задач проблемные ситуации, проектную деятельность, подчёркивая успех каждого ребёнка в достижении поставленной общей цели;

  • проводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования достигнутого результата;
  • закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на его конструктивное преодоление.

         Для этого необходимо:

  • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы;
  • рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • на материале литературных произведений показывать детям, что успеха в определённом виде деятельности герои добивались благодаря упорству, повторению попыток её освоения, совершенствованию своих навыков и умений;
  •  содействовать становлению социально ценных взаимоотношений между детьми в группе.

         Для этого необходимо:

  • привлекать детей к установлению правил поведения в группе, правил организации игры, совместной продуктивной деятельности;
  • обеспечить условия развития и педагогической поддержки самостоятельной сюжетной детской игры: расширять кругозор детей с целью обогащения игровых сюжетов, показывать детям различные образцы поведения героев литературных произведений в различных ситуациях;
  • укреплять доверие и привязанность ко взрослому, реализуя потребность ребёнка в общении со взрослым в различных ситуациях, в том числе в ходе специально организованных занятий.

         Для этого необходимо:

  • учить детей общению со взрослыми в формальной ситуации учитель — ученик;
  • вводить правила поведения и общения на занятии.

          

 

Оставить комментарий: